Онлайн курс кафедры ПИ

«Основы цифровой экономики»

О курсе

Цели курса - формирование современного управленческого мышления и освоение новых знаний, позволяющих перейти на новый уровень экономики, где в каждой сфере, в каждом секторе профессиональной деятельности выпускников университета будут активно использоваться информационно - телекоммуникационные технологии. Новый уровень (уклад) экономики получил название «Цифровая экономика».

В результате изучения курса «Основы цифровой экономики» обучающиеся

 будут знать основные теоретические подходы к анализу различных экономических ситуаций на отраслевом и макроэкономическом уровне, и уметь правильно моделировать ситуацию с учётом технологических, поведенческих, институционально-правовых особенностей цифровой экономики;

 получат знания и навыки по организации инфраструктуры цифровой экономики и цифровой трансформации бизнеса, выстраивания его связи в рамках цепочек добавленной стоимости и глобальных компьютерных сетей;

 будут уметь выделять и соотносить негативные и позитивные факторы цифровой трансформации, определять степень их воздействия на макро- и микроэкономические показатели, на возможности ведения бизнеса и решение экологических проблем;

 будут владеть методами анализа цифровой экономики, оценки эффективности цифровой трансформации, выявлять и анализировать проблемы цифровой безопасности;

 будут знать методы оценки экономической политики и функций государства в новых технологических условиях;

 будут знать специфику (международную и российскую) форм государственного предпринимательства и сотрудничества с бизнесом при формировании цифровой экономики.

В курсе помимо просмотра привычных презентаций будет практиковаться онлайновая работа в интерактивных упражнениях, а закреплять навыки и доказывать, что обучающиеся действительно чему-то научились – в реальных проектах. Полученный уровень подготовки позволит вам начать карьеру в условиях цифровой экономики и применять полученные знания при решении широкого спектра задач, с которыми сталкивается большинство специалистов.

Формируемые компетенции

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 Участвовать в распределении обязанностей и установление степени ответственности каждого работника.

 Обеспечивать мотивацию работы персонала на выполнение поставленных задач.

 Проводить контроль и оценку работы структурного подразделения.

О преподавателях


Часовских Виктор Петрович

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики


Бутко Галина Павловна

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры прикладной информатики


Акчурина Галия Абдулазисовна

Доцент кафедры прикладной информатики


Кох Елена Викторовна

Кандидат наук, доцент кафедры прикладной информатики





Содержание курса

В курсе рассматриваются следующие темы:

Тема 1. Промышленные революции и изменение структуры мировой экономики (от паровой машины до мира компьютеров). Индустрия 4.0. Возникновение, история развития и сущность цифровой экономики. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Тема 2. Технологические и организационные основы цифровой экономики. Цифровая трансформация. Влияние цифровой трансформации на цифровую экономику. Изменения на рынках ресурсов и конкуренция. Цифровая безопасность.

Тема 3. Платформы цифровой экономики (заказ услуг, совместное использование ресурсов, подбор контрагентов, е-торговля и т.п.). Интернет вещей (IoT - Internet of Things) и промышленный Интернет вещей (IIoT - Industrial Internet of Things). Экономическая значимость цифровой экономики (изменения в различных секторах, отраслях). Влияния числа пользователей высокоскоростного Интернета на ежегодный прирост ВВП.

Тема 4. Цифровая валюта для цифровой экономики. Эпоха криптовалют. Основные сведения о криптовалютах. Введение в ассиметричную криптографию.

Тема 5. Централизация и децентрализация в экономике. Блокчейн и цифровая экономика. Блокчейн как информационная технология (искусственный интеллект; механизм развития дружественного искусственного интеллекта; консенсус блокчейна повышает плотность информации в экономике и обществе). Блокчейн в образование, в медицине, науке и геномике. Блокчейн технология – новая и высокоэффективная модель организации деятельности. Распределённые организационные модели. Namecoin – децентрализованная система доменных имен. Цифровая идентификация и цифровая собственность. Ограничения блокчейн (блокчен может не всё).

Тема 6. Понятие big date (больших данных). Роль больших данных в принятие решений в цифровой экономике и финансах. Обзор подходов к анализу больших данных в экономике и финансах, ограничения их применимости.

Тема 7. Институциальные (влияние государства, права, морали и т.п., на хозяйственную деятельность общества в целом и на принятие конкретных экономических решений в частности) основы цифровой экономики. Функции государства и правовые основы перехода к цифровой экономике в Российской Федерации. Критерии оценки уровня развития цифровой экономики.

Каждая тема (кроме 5) предполагает изучение в течение одной недели. Тема 5 изучается в течение 2 недель.

В курсе имеется два типа дедлайна (от англ. deadline ) - крайний срок (дата или время), к которому должна быть выполнена задача:

– мягкий дедлайн, при котором необходимо выполнить все оценивающие мероприятия текущей недели до её завершения;

– жёсткий дедлайн, при котором на выполнение оценивающих мероприятий после мягкого дедлайна дополнительно выделяется ещё две недели, по окончании которых доступ к соответствующим мероприятиям закрывается.

• Количество лекций

8

Дата окончания курса

25 июня 2020 г.

Дата окончания записи

30 апреля 2020 г.

Кол-во обучающихся на версии курса

Язык

Русский

Дата ближайшего старта

20 апреля 2020 г.

ID курса

Длительность курса

8 недель

Сертификат

Нет

Версия

1